КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
Слайд №1
1-ый вед: Как думаете: сколько существует в мире профессий?
(ждём ответа на вопрос)
2-ой вед: Оказывается, в мире существует более 50 тысяч профессий. Сколько из них мы себе более или менее представляем? Но как найти среди них свою? На что ориентироваться?
1-ый вед: Мы специально провели опрос: «Кем ты хочешь стать после школы?». И оказалось, что пока не все семиклассники могут чётко на него ответить.
2-ой вед: Знаешь, для нас это ещё вполне естественно… Когда это ещё будет.
1-ый вед: Ну, не скажи… Вот на будущий год мы будем определяться по направлениям. И, вообще, наша жизнь — это череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выборы президента), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин — пиццу или омлет). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать. Сможет ли он достойно существовать, работая в выбранной области. Этот год для нас тоже станет своеобразным годом выборов, только выбирать иы будем не президента, а направление в дальнейшей учёбе.
2-ой вед: Поэтому сегодня мы подробно расскажем о гуманитарном направлении. Рыбаков Максим очень подробно проработал этот вопрос и поэтому его выступление мы заслушаем первым.
(презентация «МОЙ ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ»)
1-ый вед: Спасибо! Одна из подгрупп брала интервью и интересовалась мнением учителей о гуманитарных классах.
(презентация «Мнение учителей о гуманитарных классах»).
Слайд №2
2-ой вед: Кажется, мы достаточно узнали о гуманитарном направлении…
Но остаётся ещё много вопросов, которые мы хотели сегодня озвыучить. Проблема выбора профессии очень важна. Особенно сегодня, когда от человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к переменам общественной и экономической жизни. И думать об этом нужно уже сейчас. Чтобы потом не выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно.
1-ый вед: Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой — взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.
2-ой вед: И нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас мы расскажем об основных типах профессиональной деятельности человека.
Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
1-ый вед:
Слайд №3
I. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, ихтиолог). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
Слайд №4
2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
Слайд №5
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, воспитатель, врач, журналист, продавец, менеджер продаж, администратор.
2-ой вед.: Продолжаем…
Слайд №6
4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, программисты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Слайд №7
5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это актёры, режиссёры, писатели, художники, модельеры. Так что выбирайте свою сферу деятельности, которую мы будем закладывать в школьном многопрофильном обучении.
1-ый вед: И это только приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у нас, 13-летних, вырабатывается за 4 часа, а вот у взрослых - за 50 часов.
Слайд №8
2-ой вед: Нужно считаться и с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку. Многое в выборе зависит и от самооценки, иногда её завышают, а иногда занижают.
Но кроме способностей не нужно забывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору.
1-ый вед: И поэтому мы сейчас узнаем, что же такое – призвание? Об этом нам расскажет следующая подгруппа, которая приготовила презентацию «Призвание».
Слайд №9
1-ый вед: При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное. Посмотрите на таблицу престижных профессий, и сравните с их востребованостью на рынке труда… Спрос на-а-много превышает предложение. Очень многие хотят быть директорами, главными бухгалтерами, менеджерами, но как трудно впоследствии найти работу по специальности! Хотя родителя, старшие братья и сёстры нацеливают нас именно на эти профессии.
2-ой вед: Да, мнение родителей и ближайшего окружения тоже оказывает влияние на наш выбор. И правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности, свои плюсы и минусы. У людей творческих профессий часто не складываются семьи.
А сейчас, группа нам расскажет подробнее про гуманитарные профессии.
(презентация «Гуманитарные профессии»).
1-ый вед: Есть такой раздел в психологии: профориентация, которая помогает нам понять свои особенности и склонности. Согласны ли вы провести тестирование и узнать, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан? этот небольшой тест не займёт много времени, но будет полезен.
Тест «Профпригодность»
Ответьте на следующие вопросы, помечая на листочке буквы а, б или в:
1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:
а) удочку, конструктор или набор для творчества;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьёй или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу;
б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В своё свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...
1-ый вед: Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.
Слайд №10
Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
2-ой вед: Если вы чаще ставили буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен (от программиста до актёра).
1-ый вед: Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или мастерской.
2-ой вед: Если результаты теста не совпали с вашими ожиданиями, не надо огорчаться! Это всего лишь повод задуматься и начать работать над собой. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
Слайд №11
Ведь ещё Жюль Верн сказал: «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб достается в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдется воля его выполнить и силы для этого». А ему можно доверять!
P.S. Презентацию, если нужно, качаем тут.